Детальный анализ инструкции по обработке яиц в ДОУ по новому СанПиНу 2.4.1.3049-13 в 2021 году (скачать в свежей редакции)

.

При поступлении ребенка в детский садик родители в первую очередь обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам и способствовал поддержанию и укреплению здоровья ребенка. Основную роль в обеспечении здорового микроклимата играет проведение проветривающих мероприятий.

При поступлении ребенка в детский сад родители обязаны проследить за тем, чтобы микроклимат в дошкольной организации соответствовал всем необходимым стандартам

Необходимость проведения проветривания

Дошкольные помещения, где присутствуют многочисленные группы детей, и где отсутствует должное проветривание, содержат в воздухе большое количество углекислого газа.

Это число в несколько раз выше нормы, что чревато проявлением у детей и воспитателей следующих симптомов:

  • мигрени;
  • упадок сил;
  • постоянное чувство тошноты.

А вот нормальное проветривание в детском саду гарантирует появление следующих факторов:

  • достаточное содержание кислорода в воздушных массах;
  • уменьшение числа вредоносных веществ, присутствующих в воздушных массах;
  • удаление специфических ароматов, которые негативно воздействуют на нервы различных возрастных групп;
  • приведение в норму увлажненности воздушных масс;
  • уменьшение скорости распространения различных вредоносных организмов и грибковых спор.

Основные правила проведения проветривания в дошкольных учреждениях

Для того чтобы не допустить содержания в воздухе дошкольного учреждения чрезмерного количества углекислого газа, который будет вредить всем группам детей, СанПиН разработал специальный график выполнения проветривания в ДОУ.

Разработанный СанПином график проветриваний в зависимости от времени года содержит следующие требования:

  • проветривание помещений в зимнее время должно проводиться в тот период, когда дети еще отсутствуют в группах;
  • в летнее время дошкольное учреждение должно проветриваться во время нахождения детей на прогулках (разрешено проветривать комнаты и в присутствии детей, но только в том случае, если не будет сквозняков).

Согласно данным, которые разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом следующих показателей:

  • площадь комнат;
  • температура воздушных масс в помещении;
  • погодные условия.

Согласно данным, разработанным разработал СанПиН, длительность проведения проветривания рассчитывается с учетом погодных условий
Проветривание помещений в детском саду обязательно нужно прекратить минимум за 30 минут до возвращения детей в группы, это позволит привести в норму микроклимат помещения и предотвратить развитие заболеваний у детей в результате переохлаждения.
Кроме того, для того чтобы снабдить помещение должным количеством кислорода, нужно следовать таким правилам:

  1. Вентиляция детских помещений в младших группах должна производиться раз в час, если такая возможность отсутствует, то раз в 2–3 часа.
  2. При наличии на улице температурного режима меньше +10 градусов, то воздухообмен нужно осуществлять в утреннее время, еще до появления детей (приблизительно 5–10 минут), а затем по истечении каждого часа следует открывать окна хотя бы на минуту. Следует помнить тот факт, что дети детсадовского возраста могут очень быстро заболеть, поэтому проводя вентилирование комнаты, желательно переводить их в другое помещение.
  3. Если температурный режим вне помещения варьируется от -5 до -10 градусов, то воздухообмен следует проводить в утреннее время еще до прихода детей, оптимальной длительностью проветривания является 10–15 минут. А затем по прошествии полутора часов следует открывать окна на 1–2 минуты.
  4. При температурном режиме на улице от 0 до -5 обмен воздушных масс следует осуществлять в утреннее и вечернее время по 15-20 минут (в этот период дети должны отсутствовать в садике, то есть либо они еще не пришли, либо уже ушли). К тому же при нахождении детей в группах следует выполнять вентилирование в период от двух до пяти минут каждый полтора часа.
  5. При температурном режиме от 0 до +5 градусов частота проветриваний комнат увеличивается. Перед и после посещения детей необходимо вентилировать помещение на протяжении 20 минут. А при нахождении детей в группах, обмен воздушных масс выполняется по прошествии каждых полутора часов по 3–7 минут.

Нормы проветривания в группах и их принцип.

Для детских садов существует перечень требований, который должен неукоснительно соблюдаться. В СанПиН 2.4.1. 3049-13 входят правила по:

  • размещению (постройке) дошкольного учреждения;
  • условиям, которые соблюдаются при оборудовании групп, столовой, хозблоков и иных помещений в ДОУ, в том числе – прилегающих территорий;
  • освещению (лампы, солнечный свет);
  • обслуживанию, ремонту вентиляции, систем отопления, водоснабжения и отвода канализационных вод;
  • условиям приготовления и подачи питания;
  • режиму сна, игр, прогулок и физического воспитания.

Полный текст СанПиН 2.4.1.3049-1 (от 27.08.15 г ) должен быть вывешен на официальных сайтах ДОУ.

Садики функционируют в разных режимах, от кратковременного пребывания ребенка (не более 5 ч\сут.) до круглосуточного.

Вне зависимости от этого требования СанПиН должны соблюдаться неукоснительно.

Исключение дано только для детских дошкольных учреждений, которые базируются в помещениях жилого фонда.

Особенности составления графиков проветривания в детском саду

При создании графика проветривания в дошкольной организации в расчет берутся следующие показатели:

  • технические характеристики здания;
  • возраст детей в группах;
  • сезон года.

При создании графика проветривания в дошкольной организации учитывается сезон года

График циркуляции воздушных масс содержит в себе данные о частоте и времени выполнения проветривания, типе проветривания и месте проведения данных действий.

Создание графика осуществляется медсестрой и на нем присутствуют подписи медицинского работника и заведующего образовательным учреждением. График обновляется каждый новый учебный год.

Пример графика циркуляции воздуха, виды проветривания

Для того чтобы лучше понять режим проветривания в детском саду следует ознакомиться с примером графика циркуляции воздушных масс:

  1. 07:00–07:15 — проветривание в комнатах, предназначенных для игр. Проветривание угловое или сквозное.
  2. 08:45–08:55 — проветривание в помещениях, предназначенных для сна. Проводят сквозное проветривание.
  3. 10:25–10:50 — проветривание выполняется в комнатах, предназначенных для сна и игр. Тип проветривание — сквозное.
  4. 12:20–12:30 — проветривание, проводят в комнатах, предназначенных для сна. Вентилирование — угловое.
  5. 14:00–14:30 — вентилирование проводят в помещениях для приема и игр. Тип — сквозное.
  6. 16:00–16:10 – вентилирование выполняется в спальном помещении и приемной. Тип — угловое.
  7. 17:40-18:00 — проветривается комната для приема, игр и сна. Вид вентиляции — сквозная.

Согласно правилам, которые были разработаны СанПиН, сквозное проветривание и угловое может выполняться только при отсутствии детей в помещении. Если выполняется одностороннее проветривание, то его можно производить и при наличии детей в группах, но только в теплые сезоны года.

Согласно правилам СанПиН, сквозное проветривание и угловое может осуществляться только при отсутствии детей в помещении

Требования по новым нормам СанПиН

Правила проветривания групп детских садов регламентируются главой VIII СанПиН 2.4.1.3049-13 («Требования к отоплению и вентиляции»). Основные положения раздела, относящиеся к аэрации:

Допустимые виды, режим и требования к проветриванию в ДОУ

  • Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа (п. 8.5.).
  • Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится (п. 8.5.).
  • Проветривание через туалетные комнаты не допускается (п. 8.5.).
  • В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года (п. 8.5.)
  • При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С (п. 8.6.)

Аэрация — один из самых эффективных и доступных способов поддержания комфортного микроклимата. При правильно организованной циркуляции воздушных масс уменьшается вероятность заразиться вирусной инфекцией. Насыщение кислородом благотворно влияет на самочувствие детей, улучшает их сон и помогает сосредоточиться на занятиях. Важно соблюдать санитарные правила, следовать утвержденному графику и избегать ситуаций, которые могут вызывать переохлаждение.

Традиционное вентилирование детских садов

Правила, которые установил СанПин относительно проветривания комнат в подобных образовательных учреждениях, очень важны, но они должны подкрепляться наличием качественной вентиляции.

На данном этапе времени выделяют два вида систем вентиляции:

  • традиционная;
  • современная.

Традиционный режим вентилирования еще называют простым или естественным. Суть его функционирования заключается в том, что приток свежих масс воздуха производится благодаря форточкам и присутствующим в окошках щелям.

Выведение вытяжки осуществляется с применением шахты на крышу, где присутствует естественный подпор воздуха, в результате чего поднятие теплых масс воздуха выполняется естественным образом.

Но согласно всем расчетам такая система вентилирования имеет гораздо больше недостатков, нежели преимуществ.

Для того чтобы работа естественных систем давала хоть какой-то эффект необходимо предусмотреть в стенах образовательного учреждения возможность выполнения сквозного и углового проветривания, в особенности это касается комнат, где дети спят и играют.

Если размещение детского садика выполнено на территории, где в теплый период года температурный режим длительное находится в диапазоне +30 градусов и выше, то обязательно нужно предусмотреть наличие сквозного и углового проветривания уже не только в спальных и игровых комнатах, но еще и сушилках, туалетных и кухонных помещениях. При наличии углового и сквозного проветривания удаление воздушных масс осуществляется через смежные комнаты.

Традиционный вариант проветривания образовательных учреждений является неактуальным в условиях Крайнего Севера.

Чем отличается генеральная уборка помещений в ДОУ от ежедневной?

Основное отличие ежедневной от генеральной уборки в помещении детского сада — последняя проводится ежемесячно. Она также будет включать в себя уборку всех поверхностей, мест с использованием чистяще-моющих средств, которые разрешены СанПиНом. Разница между этими уборками только в том, что ген. уборка захватывает больший объем и производится более тщательно.

Ежедневная уборка состоит из:

  1. Клининга основных помещений. Сюда входит групповая комната для игр и принятия пищи, а также спальня.
  2. Уборки коридора и туалета.
  3. Проветривания помещений.

Вопрос чистоты в ДОУ -— один из самых важных. Поэтому уборку в ДОУ необходимо проводить намного тщательнее, чем, например, в школе. Потому что в саду маленькие дети. Если подразумевать совсем младшие ясельные группы, то зачастую маленькие дети тащат в рот все, что находят. Поэтому гигиенические требования к уборке помещений и нормы, особенно в ясельных группах, должны быть самые жесткие. От чистоты в ДОУ зависит, в первую очередь, здоровье детей.

Применение современной системы вентиляции

С учетом того, что на данном этапе времени значительно возросло количество частных садиков, то все популярнее стало проведение в них современных систем вентиляции (другое название искусственная вентиляция).

Существует множество видов принудительных вентиляционных систем, которые отлично подойдут для садика, но предпочтение в большинстве случаев отдают приточно-вытяжным системам.

Такое вентилирование гарантирует обеспечение своевременного удаления загрязненных воздушных масс и их замена на чистые. Существует возможность осуществлять контроль над температурным режимом подаваемого в помещение воздуха. Это является огромным плюсом, поскольку в значительной мере снижается вероятность возникновения простудных заболеваний у детей, присутствующих в группах.

Приточно-вытяжная система вентиляции значительно снижает вероятность возникновения простудных заболеваний у детей
Принцип функционирования приточно-вытяжной системы заключается в том, что благодаря данной установке в помещении осуществляется создание двух воздушных потоков — чистого и загрязненного. Воздух, проникающий в помещение с улицы, проходит через специальное фильтрационное устройство, где выполняется удаление всех пылевых и грязевых частиц, уничтожаются вредоносные микроорганизмы. Затем выполняется нагрев воздушных масс до необходимой температуры и только после этого воздух проникает в помещение, где присутствуют дети.
В свою очередь, загрязненные потоки воздуха благодаря вентиляторам проникают в воздуховоды вентиляционной системы, и осуществляется их вывод на улицу.

Согласно расчетам экспертов, при выборе вентиляционной системы для детского сада, лучше всего отдать предпочтение принудительным системам. Подобные рекомендацию объясняются тем, что позволит значительно снизить затраты энергии, к тому же большинство таких установок способны нагревать и увлажнять воздух до требуемых по правилам отметок.

Отмечено, что если главной целью при установке принудительных вентиляционных систем в детском саду является желание сэкономить энергетические ресурсы, то идеальным вариантом будет приточно-вытяжная система, оснащенная рекуператором.

Подобная система в холодное время года значительно снижает растраты на подогрев приточных воздушных масс, к тому же осуществляется снабжение помещения очищенным и теплым приточным воздухом. С помощью рекуператора тепло от уже отработанных воздушных масс переходит в приточные массы воздуха, поэтому затраты энергии значительно снижаются.

Современные вентиляционные системы моноблочного типа, оснащенные рекуператорами, дают возможность осуществить передачу около 70% тепла, что в несколько раз снижает затраты по сравнению с функционированием вентиляционных систем, в которых отсутствует рекуператор.

Из подобных вентиляционных систем, согласно расчетам специалистов, для установки в детском садике больше всего подойдут:

  1. Dantex.
  2. Systemair.
  3. Electrolux.
  4. Breezart.

Вентиляционная система Dantex — идеальный выбор для детских садов

Но несмотря на все положительные стороны принудительных вентиляционных систем для их установки в дошкольном образовательном учреждении они должны соответствовать всем правилам и требованиям.

Чем грозит несоблюдение норм?

Какие должны быть температура и влажность воздуха в детском саду? Штрафы за несоблюдение норм
К сожалению, жалобы родителей о том, что в садике слишком жарко и душно, можно услышать довольно часто. Несоблюдение воспитателями СанПиН не следует оставлять без внимания, так как это может привести к проблемам со здоровьем детей. Разберем, как несоблюдение санитарных норм может влиять на здоровье ребенка, почему воспитатели не соблюдают СанПиН и чем это может им грозить.

Высокие температуры в помещении делают воздух сухим. Сухой воздух может привести к пересыханию слизистых оболочек и ухудшению местного иммунитета, ведь сухая слизистая не может задержать бактерии и вирусы и они быстро попадают в организм. Зачастую сухой воздух является причиной таких заболеваний, как:

  • тонзиллит;
  • рост аденоидов;
  • появление аллергии или даже астмы (при пересыхании слизистой оболочки повышается чувствительность к аллергенам).

Бывает наоборот: чрезмерное проветривание или недостаток обогревателей приводит к простудным заболеваниям детей.

Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок чаще стал болеть простудными заболеваниями после того, как начал ходить в сад. Причиной ОРВИ становится сухой воздух и повышенные температуры воздуха. Почему это происходит? В прохладном воздухе болезнетворные бактерии быстро погибают, а теплый сухой воздух способствует их развитию.

Почему воспитатели не соблюдают санитарные правила?

Причины могут быть разными:

  1. Воспитатели сами не знают, что лучше для детей. Они считают, что тепло – главный залог здоровья, и поэтому для них проветривание и открытые форточки – главные враги для детей.
  2. Причиной могут быть родители, которые не знают, что полезно для здоровья их чада. Скандал по поводу того, что ребенок простудился после того, как воспитатель открывал в комнате форточку, надолго отобьет у этого воспитателя охоту проветривать помещение.
  3. Иногда в детском садике просто не хватает необходимого оборудования – обогревателей или увлажнителей воздуха. В этом случае родители должны сами купить все необходимое.
  4. Как бы это ни было неприятно, но некоторые воспитатели специально нарушают правила: устраивают сквозняки и расхолаживают комнаты. Им легче работать, если детей в группе становится меньше, и при этом заработная плата воспитателей не уменьшается, даже если количество ребят, посещающих садик, уменьшится на половину.
    Но самое неприятное в этой ситуации то, что доказать, что ребенок простудился именно по вине воспитателя, бывает очень сложно, и некоторые родители даже не пытаются это сделать.

О других нормах и правилах в детском саду вы можете узнать отдельно. Читайте о заполнении журнала утреннего фильтра, организации питания, рекомендуемом количестве детей в группе и допустимой температуре воздуха на прогулке.

Чем может грозить работникам садика это нарушение?

Какие должны быть температура и влажность воздуха в детском саду? Штрафы за несоблюдение норм
Обычно нарушения сразу обнаруживаются, когда в садике проводят проверку. Нарушители должны выплатить штраф, установленный Роспотребнадзором:

  • Штраф в размере от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами.
  • Если в ходе разбирательства будет установлено, что сотрудники детского сада относятся к работе халатно, размер штрафа составит 100-200 месячных окладов.
  • Если из-за несоблюдения сотрудниками детсада детям был причинен большой вред, нарушителей могут лишить свободы на срок от 2 до 5 лет.

Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении

Выделяют ряд следующих правил, которым должна соответствовать вентиляционная система в детском саду:

  1. Согласно расчетам было выделено, что кратность воздушных масс на одного ребенка в час должна быть равна не менее 50 м3.
  2. При установке приточно-вытяжного оборудования запрещено объединять воздуховоды приточного и вытяжного типа из кухонного помещения, туалета и сушилки с воздуховодами, присутствующими в спальном помещении и игровой комнате. Кроме того, согласно правилам, присутствует строгий запрет на монтаж в детских садах воздуховодов, выполненных из такого материала, как асбестоцемент.
  3. В помещении для сушки вещей, в ванной и туалете необходимо обеспечение постоянного потока вытяжных воздушных масс, это объясняется нахождением в воздухе большого количества вредных бактерий, частиц средств, входящих в группу бытовой химии, пара, дыма. Поэтому, согласно расчетам экспертов, в этих помещениях с помощью канальных вентиляторов следует создать собственную маломощную вентиляционную систему вытяжного типа. Монтаж вентиляторов выполняется либо в шахту, либо под потолок, это гарантирует обеспечение постоянного притока воздушных масс, что не даст им застояться.
  4. В помещениях, предназначенных для сушки и глажки вещей, рекомендовано выполнить монтаж приточного шкафа, в котором вместо элементов нагрева будут использоваться калориферы, конвекторы или радиаторы.
  5. В комнатах, где выполняется стирка детских вещей, тоже следует монтировать мощную вытяжку, это предотвратит скопление в комнате влаги, а соответственно снизиться риск развития грибков.
  6. Вентиляционная система в подобном учреждении обязательно должна быть сбалансированной и с достаточным уровнем производительности, поскольку от этого напрямую зависит состояние здоровья детей и воспитателей.

Правила кварцевания и смены белья.

Помимо гигиенической уборки помещения и проветривания предусмотрено кварцевание в детском саду по СанПиН.

Кварцевая лампа – источник ультрафиолета, при ее использовании можно добиться гибели большинства бактерий и вирусов.

Порядок кварцевания в группе (в комнате):

  1. Включать кварцевую лампу только при отсутствии детей.
  2. На время ее работы запрещено заходить в помещение, проводить влажную уборку и иные манипуляции.

Время действия – 20-30 минут, после этого лампе дают остыть.

По СанПиН постельное белье в детском саду меняется по мере загрязнения. Нельзя оставлять, если малыш даже немного его испачкал.

По нормам меняют — не реже 1 раза в неделю. На каждого ребенка должно приходиться по 3 комплекта, обязательно с полотенцами для лица\рук и отдельно для ног и 2 смены наматрасников.

Стирка белья осуществляется в собственной прачечной ДОУ или в организации, с которой был заключен договор.

Кварцевание в детском саду по СанПин 2021.

Особенности вентиляции в детском саду с учетом зонирования

С учетом того, что в детском саду существует несколько основных зон, где ребенок проводит больше или меньше времени и были разработаны требования к вентилированию в этих зонах.

На данном этапе времени выделяют три основные зоны:

  • игровая;
  • зона для сна;
  • учебная.

В игровой зоне активность ребенка находится на высоком уровне, поэтому вентиляция в этой зоне должна быть выше, чем в других помещениях.

В игровой зоне активность ребенка достигает своего пика, поэтому здесь повышенные требования к вентиляции
Для того чтобы обеспечить равномерный поток воздушных масс в игровой зоне в область потолка или стены (все зависит от размещения воздуховода) монтируется диффузор. Если осуществить правильный подбор климатического оборудования, то детям гарантируется возможность играть в наполненном свежим воздухом помещении.
Поскольку в зоне, предназначенной для сна, дети проводят только несколько часов, то и вентиляция там не должна быть чрезмерно интенсивной. В обратном случае существует риск того, что ребенок заболеет простудой в результате неконтролируемых потоков воздуха.

Именно поэтому монтаж вентиляционной системы в комнаты, предназначенные для сна, выполняется с учетом следующих правил:

  1. Воздушные массы, размещенные между решеткой вентилятора пропускного типа и коробом отверстия для вытяжки, должны минимально перемешиваться.
  2. Температурный режим в спальне должен быть приблизительно на 1–2 градуса выше этого же показателя в зоне, предназначенной для игр.

Учебная зона в детском саду подразумевает под собой место, где дети учатся писать и читать. Температурный режим в этом помещении должен быть теплее, нежели в игровой зоне и холоднее, чем в спальне.

Чтобы обеспечить подобный показатель направляющие заслонки вентилятора приточного типа размещают в положение «вверх». Холодные воздушные массы, полученные из улицы, выталкиваются к потолку. В свою очередь, теплые воздушные массы, присутствующие в помещении, тоже поднимаются вверх. Далее, происходит их смешивание.

Благодаря тому, что смешивание осуществляется в области потолка, атмосферный поток не воздействует на малышей, соответственно на них не оказывается никакого негативного влияния.

Аналогичным образом выполняется регуляция потоков воздуха при функционировании в детском саду кондиционеров бытового типа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: