Шанс получить квалифицированную помощь — Общественная организация по защите прав потребителей

Свое наибольшее развитие общество защиты прав потребителей, как социальный институт, получило на волне преобразований 90-х годов.

В это время функционировавший прежде народный контроль был фактически ликвидирован, как общественная организация при органах власти.

Потребитель товаров и услуг оказался один на один с предпринимателем, который работал, используя принципы первобытного рынка.

Поскольку у предпринимателя всегда были деньги на хорошего адвоката, а у простого покупателя – нет, то и результат судебных споров зачастую оказывался не в пользу последнего.

В эти годы стали образовываться некоммерческие структуры, которые оказывали правовую помощь населению. На помощь рядовому потребителю пришел закон о защите прав потребителей.

Он был вступил в законную силу в 1992 году, и сейчас продолжает оставаться действенным инструментом. В настоящее время сохраняет силу редакция от 5 мая 2014 года, со всеми внесенными в закон за прошедшие 22 года изменениями, дополнениями и поправками.

Этот документ фактически является настольной книгой для потребителей товаров и услуг. В нем досконально расписаны все возможные ситуации, в которых могут быть ущемлены права потребителей.

Качество купленного товара оказалось плохим? Возврат некачественного товара в магазин может быть осуществлен при наличии чека на покупку.

А вы знаете, как проверить срок годности косметики? Читайте по этому адресу, детальнее об определении срока годности косметики по коду.

Как осуществляется защита прав потребителя в ЖКХ?

Отношения между поставщиками услуг и их потребителями регулируются нормативными актами. В их числе:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Жилищный кодекс;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Закон «Об основах федеральной жилищной политики»;
  • Правила предоставления коммунальных услуг (от 26.09.1994 № 1099);
  • Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (от 30.07.2004 № 392);
  • Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (от 17.02.2004 № 89).

Главным контролирующим органом в сфере защиты прав потребителей выступает Роспотребнадзор.

Перечисленными нормативными актами регулируются отношения, возникшие между гражданами-потребителями коммунальных услуг и организациями, предоставляющими данные услуги. Это может быть любое предприятие или организация, которая владеет или управляет соответствующим жилищным фондом.

Ключевым нормативным актом в сфере прав потребителей коммунальных услуг считается Жилищный кодекс РФ. В ст. 161 документа установлены основные правила управления многоквартирным домом. Нормы отношений между управляющими компаниями и жильцами закреплены также законом «О защите прав потребителей». Там же обозначены и права потребителей в сфере ЖКХ.

На основании нормативных актов можно выделить несколько основных прав граждан:

  • На безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Оно зафиксировано в ЖК РФ (п.1.1 ст. 161). О том же сообщает и ст.7 закона «О защите прав потребителей» (ЗПП). Согласно положениям, управляющая компания обязана систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование. Задача УК – не только проводить соответствующие работы в срок, но и отчитываться об их выполнении перед жильцами.

  • Получение приобретенной услуги в нужном объеме с соблюдением всех условий коллективного договора.

Обязанность поставщика услуг ЖКХ – оказывать их без задержек. Это касается всех текущих, плановых работ. Например, если УК отказывается делать косметический ремонт в доме, жильцы имеют право обратиться в суд.

  • Получение достоверных сведений о работе управляющей компании.

Речь идёт о финансовой отчётности.

Как образуется такое общество?

Группа физических лиц, имеющая намерение объединиться и образовать общество по защите прав потребителей, должна определиться с видом организации и разработать устав.

Учредители внимательно рассматривают документ и одобряют или отклоняют версию, давая замечания, пока не будет составлен устраивающий всех и не противоречащий законам РФ устав будущей организации, объединения.

Создание общественной организации регламентируется такими законодательными актами:

  1. ст. 30 Конституции РФ;
  2. Законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ;
  3. Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  4. ГК РФ.

Основной руководящий орган – общее собрание (или конференция), которое и должно под протокол принять решение о создании такой организации, придумать и утвердить полное название, выбрать правление, принять устав, выбрать ревизионную комиссию.

Далее всеми действиями руководит избранное правление, пока не истечет срок переизбрания.

После оформления всех документов следует пройти процедуру регистрации, при этом важно, чтобы официально был зарегистрирован адрес будущего юридического лица, а также имелась квитанция об уплате госпошлины.

Общественные организации регистрируются в Министерстве юстиции РФ, где рассматривают весь пакет документов и принимают решение о регистрации.

Если решение положительное, то можно обратиться в ФНС для внесения новоявленной организации в реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).

Зарегистрированное общественное объединение автоматически получает ИНН и учет в ПФР, ФОМС, ФСС. Полная процедура регистрации займет около 1,5 мес.

Вопросы, которые регулирует ЗОПП в сфере ЖКХ

Закон «О защите прав потребителей» (N 2300-I) – ключевой документ в сфере регулирования отношений между получателями и поставщиками коммунальных услуг.

Что контролируют положения документа:

  • соблюдение основных прав потребителей;
  • соблюдение общих правил управления многоквартирным домом;
  • соответствие находящегося в ведении УК многоквартирного дома нормам техники безопасности;
  • своевременное предоставление отчётов УК по жилому объекту;
  • качество предоставляемых управляющей компанией услуг;
  • сохранение прав потребителей на обращение в суд в случае недобросовестного исполнения УК своих обязанностей.

Какие споры чаще всего случаются?

Конфликтные ситуации чаще всего вызваны недобросовестным исполнением управляющей компанией своих обязанностей, а именно:

  • непредоставлением финансовой отчётности жильцам;
  • перебоями в коммуникационном снабжении (задержка в подаче газа, света, воды);
  • нежеланием выполнять плановые ремонтные работы (косметические и капитальные);
  • установлением необоснованно завышенных тарифов на предоставляемые услуги и поставляемые ресурсы;
  • прекращением или ограничением подачи энергии гражданам-должникам.

Куда обратиться в случае нарушения?

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает два способа решения конфликтов с поставщиком коммунальных услуг:

  • внесудебный (претензионный – в форме жалобы);
  • судебный.

Начинать всегда следует с внесудебного способа и действовать поэтапно.

  1. Направление жалобы непосредственно исполнителю.

Если вы видите, что УК нарушает ваши права как потребителя, смело направляйте претензию. Составить её можно в произвольной форме. Главное – указать в тексте суть требований. Претензию составляют в двух экземплярах. Одну из них направляют в УК, а другую оставляют себе.

  1. Обращение в Государственную жилищную инспекцию.

Это главный надзорный орган в сфере ЖКХ. При наличии претензий по поводу деятельности управляющей компании и отсутствии реакции на вашу жалобу в УК смело обращайтесь в инспекцию.

  1. Подача иска в суд.

Мера актуальна, если досудебные способы урегулирования конфликтов не привели к желаемой цели.

Общие положения

В целом проблемы защиты прав потребителя условно делятся на следующие категории:

  • Непосредственно нарушения, допускаемые поставщиками товаров и услуг в этой сфере;
  • Небольшое количество узкоспециализированных юристов, которые практикуют в этом направлении;
  • Не в каждом муниципальном образовании действуют межведомственные комиссии, которые защищают права потребителей;
  • Недостаток в общественных организациях, которые бы противодействовали недобросовестным производителям и поставщикам;
  • Правовой нигилизм, незнание гражданами собственных прав;
  • Отсутствие повсеместной культуры искать и получать информацию о качестве товара или услуги.

Все эти проблемы решаются комплексно, на них требуется время. Но понимание лицом предоставленных ему прав, способов защиты и гарантий от государства – это то, что может рассказать юрист по защите прав потребителей. Некоторые цифры, которые указывают на масштаб проблемы:

  • С нарушениями в повседневной жизни – в магазинах, на рынках, транспорте, здравоохранении, в коммунальной сфере и сфере обслуживания – сталкивается треть граждан России;
  • Лишь 26% пострадавших (то есть, каждый четвертый) готовы отстаивать свои права;
  • И только 11% обращаются за квалифицированной юридической помощью.

Вывод: 74% пострадавших от действий продавцов/поставщиков товаров и услуг оказываются беззащитными, еще 15% пробуют решить проблему самостоятельно, изучая действующее законодательство. Такая ситуация провоцирует нарушителей и дальше нарушать права потребителей.

Наибольший процент пострадавших (36%) в таких случаях – жители Москвы и Санкт-Петербурга. Почти каждый третий из них сталкиваются с повторением нарушением практически каждый месяц. Треть из них – в сфере розничной торговли. Столько же – в сфере медицины и предоставления коммунальных услуг.

Если еще на отказ о возврате товара можно махнуть рукой, то некачественные услуги ЖКХ и медицины непосредственно сказывается на жизни и здоровье граждан. И если недостаточно теплые батареи или вода – явления, устраняемые самостоятельно, то неправильное лечение негативно отображается на пациенте, исправить последствия сложно.

Настораживает тенденция в этом направлении. Так, по данным Роспотребназора, его структурами было получено жалоб:

  1. В 2010 году – около 360 тысяч.
  2. В 2021 году – около 700 тысяч.

За один из последних годов количество нарушений прав потребителей в сфере здравоохранения увеличилось на треть. Тенденция связана с резким ростом частных клиник.

Подача жалобы и её написание

Специально утверждённой формы жалобы нет. Писать можно в произвольной форме. Главное – изложить все свои требования чётко и ясно. Важно, чтобы предоставленная информация была достоверной, правдивой и точной. Не нужно приукрашивать. Соберите максимум фактов и строго опишите их. Лучше сразу ссылаться на законодательные акты.

Количество заявителей может быть любым: как один человек, так и коллектив авторов. Не принимаются анонимные жалобы.

Основные компоненты заявления:

  • Шапка.

Оформляется в правом верхнем углу, содержит имя и должность лица, к которому направляется обращение, а также ФИО и адрес заявителя.

  • Основная часть.

Содержит описание проблемы и требований.

  • Прошение.

Пишется в конце основной части, выделяется отдельным абзацем и включает чёткое перечисление мер, которые должны быть приняты надзорным органом.

  • Приложение.

Дополните жалобу документальными доказательствами нарушений со стороны УК.

Подача жалобы в инстанции

Направляя письменное обращение, обязательно зафиксируйте факт его передачи. Это может быть либо письмо с уведомлением, либо отметка о получении в канцелярии инстанции. Составляйте жалобу в двух экземплярах и обязательно оставляйте себе один из них.

Эксперты рекомендуют обращаться сразу в несколько инстанций: не только жилищную инспекцию города, но и в региональное отделение Роспотребнадзора. В то время, как жилищная инспекция осуществляет надзор в сфере ЖКХ по управлению многоквартирными домами и качеством предоставляемых услуг, Роспотребнадзор занимается исключительно вопросами защиты прав потребителей. Текст обращения в надзорные органы может быть идентичен первоначальной жалобе, направленной в УК. В таком случае потребуется дополнить претензию описанием попытки урегулировать конфликт обращением в управляющую компанию.

Когда может понадобиться помощь по вопросам ЗПП?

Рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам заблаговременно. Исходя из вышеуказанных статистических данных, риск того, что права любого гражданина-потребителя будут нарушены, составляет 33%. А то, что с такими нарушениями придется сталкиваться ежемесячно – 11%. Поэтому вопросы по защите прав потребителей лучше задавать заранее, чтобы знать, как действовать в случае недобросовестных действий продавца/поставщика.

В целом помощь юриста по закону можно получить:

  • В отделе потребительского рынка органа местного самоуправления;
  • В Обществе защиты прав потребителя;
  • В Роспотребнадзоре;
  • У независимых юристов, адвокатов.

Повышая правовую грамотность, можно использовать данные структуры, чтобы эффективно и бесплатно наказать нарушителей. Например, В Роспотребнадзоре не только проконсультируют, но и проводят следующие проверки:

  1. Санитарно-эпидемиологическую с соответствующим заключением.
  2. Продавца/исполнителя услуг.

Если факт нарушения подтверждается, сотрудники Роспотребнадзора:

  1. Составляют протокол об админнарушении.
  2. Подают документы в суд, действуя в интересах пострадавшего лица.

Аналогичную помощь предоставляют в Обществе защиты прав потребителя, включая проведение независимой экспертизы. Отдел потребительского рынка органа местного самоуправления кроме консультации:

  1. Отвечает на обращение заявителя.
  2. Направляет заявление в суд, действуя в интересах пострадавшего.

Но первоначальную консультацию лучше проходить у независимых юристов. Оказывая бесплатную помощь, специалист укажет алгоритм, обращаться в каждый из указанных выше органов:

  • как правильно;
  • в какой последовательности;
  • с какими документами.

Действуя иначе, пострадавшее лицо рискует получить формальный ответ или общую консультацию, которая не решит его проблемы. Если такой порядок обращения нарушен, помощь юриста по защите прав потребителей можно получить в любой момент, даже на стадии судебного разбирательства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: