Разъясняем порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней


Какие дела рассматривает ЕСПЧ?

Европейский суд рассматривает индивидуальные жалобы по всей категории дел, рассматриваемых в национальных судах. Важно не то какие споры рассматривает ЕСПЧ и какие категории дел, а факт того допускались ли в ходе этого рассмотрения этих дел нарушения норм Конвенции или нет. Также имееет принципиальное значение 6 месячный срок обращения, т.к. такой критерий приемлемости выступает своеобразным заградительным барьером для жалоб.

Процедура рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Стадии рассмотрения дела в ЕСПЧ

Рассматривать жалобы могут:

  • единоличный судья;
  • Комитет, состоящий из трёх судей;
  • Палата, состоящая из семи судей;
  • Большая Плата.

Обычно Большая Палата не рассматривает жалобы, но Палата из семи судей может передать жалобу Большой Палате, если жалоба затрагивает серьёзный вопрос, для решения которого нужно толковать Конвенцию или Протоколы к ней. Или если решение по жалобе может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями ЕСПЧ.

Итак, в подавляющем большинстве случаев жалобы рассматриваются: одним судьей, Комитетом или Палатой.

Разъясняем порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней

Дата публикации: 12.12.2015 18:46 (архив)

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы) (ст. 139, 139.1, 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — Кодекс):

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями ст. 139.2 Кодекса.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган (ст. 139 Кодекса):

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом (ст. 140 Кодекса):

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

4.Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (ст. 140 Кодекса):

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

5.Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) (ст. 139 Кодекса):

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на официальном Интернет — сайте ФНС России.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Важно: заявителю нужно добиться постановления по жалобе. Именно этот документ разрешает жалобу по существу. Только в постановлении Европейский суд может признать нарушение Конвенции.

Как далее происходит рассмотрение жалобы в ЕСПЧ? Коммуницирование жалобы в ЕСПЧ?

Итак, жалоба попала к единоличному судье, в Комитет или Палату.

Единоличный судья не может вынести постановление. Всё, что он может – это признать жалобу неприемлемой и прекратить производство по делу или передать дело в Комитет.

Жалоба попадает в Комитет из 3-х судей, если ранее ЕСПЧ рассматривал много подобных дел, то есть если жалоба затрагивает повторяющийся вопрос.

Комитет может:

  • признать жалобу неприемлемой по собственной инициативе, и в таком случае производство по жалобе прекращается;
  • вынести постановление, то есть разрешить жалобу по существу (признать нарушение Конвенции или установить, что Конвенция не была нарушена).

Если жалоба не относится к повторяющимся делам, то её рассматривает Палата из 7-ми судей. Палата может:

  • признать жалобу неприемлемой;
  • разрешить жалобу по существу.

Перед тем, как рассматривать жалобу, Комитет и Палата связываются с правительством государства-ответчика, чтобы оно могло заявить письменные замечания по существу дела. Также перед рассмотрением дела по существу Комитет или Палата предложат заявителю и стране-ответчику заключить мировое соглашение.

Палата может передать жалобу Большой Палате. Мы упоминали это ранее.

Важно: в постановлении жалоба разрешается по существу. Решением оформляется неприемлемость жалобы.

После того, как Комитет или Палата выносят постановление, его копии рассылаются Комитету министров Европейского союза (исполнительного органа ЕС), заявителю жалобы и стране-ответчику, генсеку ЕС и заинтересованным сторонам. Оригинал постановления остаётся в архиве Европейского суда.

После этого страна-ответчик обязана исполнить постановление Европейского суда. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда)».

Обращение в ЕСПЧ сопряжено со стрессом. Любому заявителю хочется узнать как можно больше о перспективах рассмотрения его жалобы и вообще о её судьбе. Поэтому часто возникает вопрос — как узнать номер жалобы в Страсбургском суде?

В какой срок надо ответить на обращение

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

…2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

После юридического подразделения жалоба попадает к юристу ЕСПЧ, который изучает её. Он же присваивает ей номер. ЕСПЧ сообщает подателю жалобы или его предстателю этот номер в ответном письме. После того, как заявитель узнаёт номер, можно отследить судьбу жалобы на специальной странице сайта ЕСПЧ, введя номер в поле «PleaseenterApplicationnumber» и нажав кнопку «Submit».

Важно: звонить в Европейский суд, чтобы узнать номер жалобы, бессмысленно. Суд обрабатывает громадное количество входящих жалоб, и никто в суде не сможет подсказать номер одной жалобы из десятков тысяч.

Обращения граждан, не получающие рассмотрения

Практически все письма граждан, направленные в прокуратуру, подлежат рассмотрению. После того, как прокурор ознакомился с заявлением, принимают решение о дальнейшем разбирательстве по нему, не выходя за рамки установленного временного срока. Но все же некоторые заявления могут:

  • Вернуть заявителю, указав причину.
  • Не принять к рассмотрению по объективным причинам.
  • Перенаправить для того, чтобы провести проверку в органах местного самоуправления или правоохранительных органах.
  • Передать в нижестоящий орган прокуратуры.

Во избежание перенаправления письма в другие инстанции, сначала необходимо самостоятельно обратиться к руководству той организации, чья деятельность послужила поводом для возникновения жалобы. Обращение к прокурору следует после отказа решить спорный вопрос на месте.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по гражданским делам длительнее, чем по уголовным.

Обращения граждан могут остаться без соответствующего ответа прокуратуры, если:

  • В нем не указаны адрес и фамилия заявителя. Анонимные письма прокуратура оставляет без ответа, кроме тех, которые содержат информацию о возможном готовящемся или уже совершенном преступлении. Такие заявления все-таки могут проверить, чтобы расследовать обстоятельства в правоохранительных органах.
  • Недостаточно сведений, чтобы разрешить вопрос, текст неразборчив и его нереально прочесть. В таких случаях прокуратура за семь дней отправляет заявителю в письменной форме ответ с просьбой о разъяснении своего обращения, повторном обращении или дополнении его фактами.
  • Налицо прямое вмешательство гражданина в область ответственности надзорных органов. В течение 7 дней автор такого письма получает ответ с разъяснениями.
  • В тексте обращения содержится угроза жизни сотрудникам или прочим лицам, а также лексика нецензурного характера. В таком случае заявитель получает письмо с предупреждением о недопустимости злоупотреблять правом обращаться в надзорные органы. В некоторых случаях адресата могут привлечь к ответственности. Тогда не учитывается срок рассмотрения жалоб.

срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по гражданским делам

  • Заявление (прокуратура вправе сама проводить оценку) нелогично и бессмысленно, а сам заявитель в установленном порядке признан недееспособным.
  • Заявление, содержащее повторное обращение гражданина в прокуратуру, по которому уже проводилось расследование по факту обращения, в случае отсутствия новых фактов по делу.
  • В порядке рассмотрения обращений требуется разъяснить заявителю принятое прокурором решение. В таких случаях заявителю указывают на возможность обжалования решения в суде или вышестоящей инстанции.
  • Послание анонимно и содержит угрозы или клевету на прочих лиц. Такие заявления прокуратура передает в полицию, чтобы выявить адресата и привлечь его к предусмотренной законом ответственности. Здесь также не учитывается срок рассмотрения жалобы в прокуратуре РФ.
  • Если требования жалобы или заявления гражданина не относятся к компетенции данного надзорного органа и могут быть разрешены другим учреждением или организацией, то такое обращение передается на рассмотрение в соответствующий орган. Заявителя при этом уведомляют в течение 7 дней с момента регистрации.
  • В том числе заявление могут отправить в нижестоящий надзорный орган, если по нему проверка ранее не проводилась, или в полицейское отделение в случае, если в письме содержится информация о совершенном уголовном преступлении.
  • Перед отправлением письменного обращения в прокуратуру следует убедиться в том, что разбирательство по вашей жалобе в компетенции прокурора. Может быть, для этого вам потребуется проконсультироваться с юристом, у него также можно будет узнать срок рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Срок подачи жалобы в ЕСПЧ

Подать жалобу в Европейский суд по правам человека можно в течение полугода с момента вынесения окончательного решения национального суда. Но тут не всё гладко.

В гражданском процессе изложенное выше правило действует: жаловаться в ЕСПЧ можно после того, как будет пройдена вторая кассация (четвёртая инстанция). А в уголовном процессе можно жаловаться уже после второй инстанции (апелляции). Почему так получается, мы писали в статье «Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу».

Обращения

Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Правовыми средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав, обратившихся к нему заявителей, не подменяя при этом деятельность иных органов и должностных лиц.

Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, таких, в частности, как органы правосудия и прокуратуры или контролирующие органы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы заявителей на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих при условии, что заявители ранее обжаловали их в судебном или административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобам.

Заявитель должен обладать формальным правом на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, то есть:

– являться жертвой нарушения прав человека (находиться в публичных отношениях «личность и власть», а не быть участником гражданско-правового договора, например, займа или купли-продажи), ее законным представителем, адвокатом, либо участником уголовного или гражданского судопроизводства, имеющим процессуальное право на обжалование вступившего в законную силу судебного решения;

– его права предположительно должны быть нарушены решением или действием (бездействием) федерального, регионального или муниципального органа власти, его должностным лицом, либо вступившим в законную силу судебным решением по уголовному или гражданскому делу (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность независимых органов дознания, предварительного следствия и правосудия, осуществление прокурорского надзора, в рассмотрение частно-правовых споров между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– предварительно обжаловать решение или действие (бездействие), нарушающее, как он полагает, его права или свободы, в судебном или административном порядке, приложив копии всех имеющихся у него документов (проверка сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится).

Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, вправе обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации без предварительного обжалования решения или действия (бездействия) администрации места принудительного содержания; их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и их аппараты являются независимыми самостоятельными государственными органами субъектов Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не подотчетны и не подконтрольны.

Чьи жалобы рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан Российской Федерации (независимо от места их нахождения) и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: