Как подать возражение на исковое заявление


В словаре Д.Н. Ушакова

ПРЕТЕНЦИО́ЗНЫЙ, претенциозная, претенциозное; претенциозен, претенциозна, претенциозно (·книж. ·неод. ). 1. прил. к претензия» title=’что такое претензия, значение слова претензия в словаре Ушакова’>претензия в 1 ·знач., представляющий собою претензию, иск (спец.). Претенциозные дела. 2. Имеющий претензии (во 2 ·знач.), с претензиями. Претенциозный характер. Претенциозное поведение. 3. Манерный, претендующий на оригинальность (о внешности, о формах выражения). Претенциозный смех. Претенциозные манеры.

Срок ответа на претензию

В зависимости от характера спорных правоотношений и существа претензии срок ответа на нее может быть различным.

В случаях, когда ответ на претензию является обязательным для адресата, по смыслу п. п. 1, 2 ст. 314 ГК РФ он должен быть направлен в срок, предусмотренный законом или договором (т.е. в любой момент в пределах соответствующего периода), а если такой срок не установлен и не вытекает из обычаев либо существа обязательства – в разумный срок.

Так, Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и гл. 48 ГК РФ (“Страхование”) не устанавливают срок ответа на обращение (претензию) страхователя (выгодоприобретателя) об осуществлении страхового возмещения. Однако применительно к отношениям обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств такой срок установлен специальным законом (п. 21 ст. 12, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”), а в рамках отношений добровольного имущественного страхования сложилась практика фиксации соответствующих сроков в договорах страхования (включая стандартные правила страхования соответствующего вида, принятые страховщиком).

Для претензии в значении обязательного досудебного обращения ответ не является обязательным, однако истечение отведенного на него срока (а если такой срок не установлен – разумного срока) позволяет лицу, чье право нарушено, обратиться за реализацией своего права в суд.

Например, в соответствии с п. 5 ст. 4 АПК РФ срок ответа на досудебное обращение (претензию), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, составляет тридцать календарных дней. По истечении этого срока заинтересованное лицо приобретает право на передачу спора, возникшего из гражданских правоотношений, на разрешение арбитражного суда.

Следует учитывать, что правило о тридцатидневном сроке ответа на претензию, установленное п. 5 ст. 4 АПК РФ, является общим и диспозитивным. Иная продолжительность данного срока (как в большую, так и в меньшую сторону) может быть предусмотрена не только законом, но и соглашением сторон.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

претенцио́зный, претенцио́зная, претенцио́зное, претенцио́зные, претенцио́зного, претенцио́зной, претенцио́зного, претенцио́зных, претенцио́зному, претенцио́зной, претенцио́зному, претенцио́зным, претенцио́зный, претенцио́зную, претенцио́зное, претенцио́зные, претенцио́зного, претенцио́зную, претенцио́зное, претенцио́зных, претенцио́зным, претенцио́зной, претенцио́зною, претенцио́зным, претенцио́зными, претенцио́зном, претенцио́зной, претенцио́зном, претенцио́зных, претенцио́зен, претенцио́зна, претенцио́зно, претенцио́зны, претенцио́знее, попретенцио́знее, претенцио́зней, попретенцио́зней

Что такое претензионный порядок урегулирования споров?

Спорные вопросы между оппонентами в отношениях различного рода могут быть урегулированы не только в судебном, но и в досудебном порядке. При этом процедура досудебного урегулирования предполагает составление специального документа — претензии, поэтому такая процедура урегулирования конфликта называется также претензионной.
Схематично процесс претензионного урегулирования спора выглядит следующим образом:

  1. Одна из сторон (как правило, та, которая считает, что ее права нарушены) составляет и направляет контрагенту письменный претензионный документ, в котором указывает на условия договора, которые, по ее мнению, не были соблюдены контрагентом, и предлагает варианты решения конфликта.
  2. Контрагент:
  • в определенный в законодательстве или договорном документе срок отвечает на претензию, после чего стороны приходят к консенсусу по поводу спорных вопросов;
  • в заявленный срок отвечает на претензию, но отказывается в досудебном порядке урегулировать спор;
  • не отвечает на претензию.

Последние два варианта развития ситуации предполагают последующее обращение в судебный орган для разрешения спора.

Подписание и отправка претензии

После того, как вы составили претензию, ее следует подписать. В случае подписания не генеральным директором, к претензии стоит приложить копию доверенности в подтверждении полномочий представителя

Приложенная к исковому заявлению копия претензии, подписанная неуполномоченным лицом, является недопустимым доказательством и свидетельствует о том, что досудебный порядок по стороны истца соблюден не был.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 N 13АП-29624/2018 по делу N А56-48830/2018

Далее вам нужно направить претензию на юридический адрес ценным письмом с описью вложения (ценность 1 рубль). Если вы направите его заказным письмом (без описи), суд может вернуть исковое заявление, так как невозможно определить, что именно вы направляли ответчику.

Кроме того, вам нужно посмотреть в договоре срок ответа на претензию для правильного исчисления даты подачи искового заявления в суд. Например, если в договоре указано, что срок рассмотрения 10 календарных дней, то с момента получения нужно отсчитывать именно такой срок. Если срок не указан, то в соответствии с гражданским кодексом, срок ответа составляет 30 календарных дней.

Бывают случаи, когда ответчики затягиваю вашу возможность для обращения в суд, получая письмо на 29-й день (оно ждет получения 30 дней на почте), и получается, что вы сможете обратиться в арбитражный суд только спустя ~60 дней с даты направления.

Виды и особенности претензионного письма

Письмо о погашении задолженности

В подобном обращении необходимо указать точную денежную сумму задолженности. Помимо этого, вы должны написать дату погашения долга и все предусмотренные штрафы и пени, в случае не погашения долга. Отметим, что даже если договором не был предусмотрен процент, заемщик всё равно может потребовать уплату вознаграждение за пользование его деньгами. Об этом говориться в статье 395 ГК.

Дабы контрагент понимал, о какой сумме идет речь и из чего она складывается, Вы должны сделать подробный расчет суммы. Весь расчет можно включить в претензионное письмо.

↑ к содержанию

Письмо к заказчику или поставщику

В данном случае необходимо указать, какой именно пункт договора был нарушен. Зачастую, нарушается дата выполнения обязательств по генеральному плану. Это может быть сдача объектов по строительному подряду или задержка в оплате.

Для того, что бы чем-то подкрепить свои претензии, можно использовать статьи Гражданского Кодекса, которые официально закрепляют данные отношения. К примеру, если общее качество по выполненной работе оказалось низким, можно воспользоваться статьей 723 ГК.

↑ к содержанию

Претензия к качеству товара

Пожалуй, это самый востребованный тип претензионного письма. Некачественным считается тот товар, который не в полной мере выполняет его стандартные функции. Так, в образце претензионного письма, Вы должны точно указать, какой именно недостаток имеет товар.

Согласно законодательству страны, что подобная претензия может быть подана только в течении гарантийного срока службы или же на протяжении двух лет, начиная с момента приобретения.

↑ к содержанию

Претензия к банковскому учреждению или страховой компании

Сразу скажем, что договорами присоединения являются кредитные договоры или договоры по страхованию. Проще говоря, клиент не может согласовать с банком или страховой компанией какой-нибудь пункт из договора. Здесь два варианта: Вы либо соглашаетесь, либо нет. Но после подписания договора, незаконный пункт можно исправить или полностью отменить.

Так вот, в претензионном письме должно быть оспариваемое условие. Вы должны ссылаться на норму закона, которой противоречит данное условие. Если претензионное письмо не подействовало, банку можно пригрозить не только судом, но и Центральным банком.

↑ к содержанию

Претензии к транспортным компаниям

Со стороны любой транспортной компании возможны следующие нарушения:

  • Срыв поставок груза или каких-либо товаров.
  • Был доставлен товар не в полном объеме.
  • Доставленный товар не надлежащего качества.
  • Был просрочен срок доставки персонала или груза.

Непосредственно вся ответственность будет напрямую зависеть от вида транспорта. К примеру, если груз доставлялся при помощи железнодорожного транспорта, то пеня за просрочку составит порядка девяти процентов за каждый отсроченный день. По этой причине, в этом случае нужно ссылаться не на Гражданский кодекс, а на сам договор.

Понравился материал? Поделись с друзьями.

Бизнес-план: продуктовый магазин

Бизнес идея: как открыть зоомагазин

Подписание и отправка претензии

После того, как вы составили претензию, ее следует подписать. В случае подписания не генеральным директором, к претензии стоит приложить копию доверенности в подтверждении полномочий представителя

Приложенная к исковому заявлению копия претензии, подписанная неуполномоченным лицом, является недопустимым доказательством и свидетельствует о том, что досудебный порядок по стороны истца соблюден не был.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 N 13АП-29624/2018 по делу N А56-48830/2018

Далее вам нужно направить претензию на юридический адрес ценным письмом с описью вложения (ценность 1 рубль). Если вы направите его заказным письмом (без описи), суд может вернуть исковое заявление, так как невозможно определить, что именно вы направляли ответчику.

Кроме того, вам нужно посмотреть в договоре срок ответа на претензию для правильного исчисления даты подачи искового заявления в суд. Например, если в договоре указано, что срок рассмотрения 10 календарных дней, то с момента получения нужно отсчитывать именно такой срок. Если срок не указан, то в соответствии с гражданским кодексом, срок ответа составляет 30 календарных дней.

Бывают случаи, когда ответчики затягиваю вашу возможность для обращения в суд, получая письмо на 29-й день (оно ждет получения 30 дней на почте), и получается, что вы сможете обратиться в арбитражный суд только спустя ~60 дней с даты направления.

Особенности оформления претензии

Написание документа имеет право осуществить как частное лицо, так и организация.

Получателем заявления могут выступать:

  • государственные учреждения;
  • коммерческие компании;
  • физические лица.

Документ носит деловой характер. Поэтому информацию в претензии нужно излагать сухо. Эмоциональный окрас претензии недопустим. Оскорбления также запрещены. После прочтения документа у представителя уполномоченного органа должно сформироваться четкое понимание особенностей сложившейся ситуации. В претензии обязательно нужно приводить ссылки на нормы действующего законодательства, демонстрирующие, что права заявителя действительно были нарушены.

Обратите внимание! Не стоит путать претензии и жалобы. Это два совершенно разных документа. Они похожи, однако присутствует ряд существенных отличий. Претензия позволяет нарушителю выполнить обязательства добровольно. Если отстоять свои права с помощью бумаги не удаётся, заявитель выполняет обращение в суд.

Если лицо знает, что урегулировать конфликт в досудебном порядке не получится, направлять документ в уполномоченный орган всё равно нужно. Иногда потребность в соблюдении досудебного порядка регламентирована нормами действующего законодательства.

Видео

Сколько времени рассматривают претензию

Точные сроки анализа документа на законодательном уровне не закреплены. Однако это не говорит о том, что получатель заявления может рассматривать его столько, сколько хочется. В ГК РФ говорится, что ответ на претензию гражданина нужно предоставлять в течение месяца после того, как документ был зарегистрирован.

Обратите внимание: Однако если речь идет о направлении документа в магазин в ситуации, когда был куплен некачественный товар, в силу вступает положение закона «О защите прав потребителей». В этом случае ответ на претензию обязаны дать в течение 20 дней.

Сроки рассмотрения претензии отражаются в договоре. Период индивидуален и зависит от особенностей сложившейся ситуации. Срок не может быть больше промежутка времени, отраженного в действующем законодательстве.

Видео

Содержание претензии

Единого формата досудебного претензионного документа законодательством не определено — соответственно, составить его можно в свободной форме. Однако при формировании претензионного письма необходимо учесть все существенные условия спора.

Также следует проследить, чтобы претензия содержала:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Реквизиты письма (регистрационный номер, дату, наименования и адрес отправителя и получателя).
  2. Название документа.
  3. Основной текст, включающий:
  • сведения об основном договоре, на основании которого сложились правовые отношения;
  • информацию о сложившейся ситуации, которая привела к обращению с претензией к оппоненту (к примеру, наличие задолженности, указание на порядок ее формирования и расчет долговых обязательств);
  • варианты решения конфликта, сроки исполнения обязательств;
  • напоминание о том, что претензионный порядок соблюден и дальнейшее неисполнение условий договора повлечет за собой обращение в суд.
  1. Подпись отправителя и печать (при наличии).

Необходимо обратить внимание на то, что:

  1. Не только законом может быть установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Такое правило может быть установлено также в договоре.
  2. Претензию необходимо либо отправлять по почте заказным письмом с уведомлением, либо передавать непосредственно с проставлением отметки о вручении.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: